ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопросы, поступившие от работодателей

Вопрос:
В каком виде – бумажном или электронном – работодатели должны подавать в Фонд социального страхования документы для назначения и выплаты работникам пособий?

Ответ:
Работодатели со среднесписочной численностью работников свыше 25 человек представляют информацию для назначения пособий в ФСС только в виде электронных реестров установленной формы, заверенных электронной подписью.
Для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 человек и менее таких жестких рамок нет. По своему усмотрению информацию для назначения страхового обеспечения своим работникам они могут представить на бумажном носителе с описью документов или направить электронный реестр, подписанный электронной подписью.

Вопрос:
С какой периодичностью работодатель должен передавать в отделение Фонда сведения на получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком?

Ответ:
Документы для назначения (или продолжения выплаты) пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет представляются работодателем один раз.
В дальнейшем работодатель в 3-дневный срок обязан представить в региональное отделение уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в следующих случаях:
- расторжения трудового договора;
- выхода на работу на условиях полного рабочего дня;
- смерти ребенка;
- лишение родительских прав;
- когда при наступлении следующего отпуска по беременности и родам застрахованное лицо предпочтет получить пособие по беременности и родам.

Вопрос:
Сотруднику в мае 2019 года работодателем был оплачен листок нетрудоспособности. В августе 2019 года сотрудник представил справку о сумме заработка с предыдущего места работы. Имеет ли право работник на перерасчет пособия по временной нетрудоспособности в данной ситуации? Кто должен будет произвести перерасчет и доплатить ему сумму пособия по временной нетрудоспособности: ФСС РФ или индивидуальный предприниматель?

Ответ:
Работник имеет право на перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка застрахованного лица.
Для перерасчета ранее назначенного пособия работник обращается к страхователю с заявлением о перерасчете ранее назначенного пособия и документами, необходимыми для такого перерасчета.
За первые три календарных дня болезни перерасчет и доплату пособия по временной нетрудоспособности произведет работодатель, за оставшиеся дни – региональное отделение Фонда.

Вопрос:
Работница организации, работающая на неполном рабочем времени и находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, прерывает названный отпуск в связи с тем, что его будет оформлять на себя отец ребенка. Обязан ли работодатель сообщить об этом в региональное отделение Фонда?

Ответ:
Прекращение отпуска по уходу за ребенком до полутора лет влечет прекращение выплаты пособия работнице, в связи с чем, работодатель обязан известить об этом региональное отделение Фонда, представив в 3-дневный срок уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогично следует поступать в случаях:
- расторжения трудового договора с работником;
- выхода на работу на условиях полного рабочего дня;
- смерти ребенка;
- лишения родительских прав;
- когда при наступлении следующего отпуска по беременности и родам застрахованное лицо предпочтет получить пособие по беременности и родам.

Вопрос
Может ли работодатель вместо работника заполнить заявление на выплату пособия (оплату отпуска)?

Ответ:
Работодатель может заполнить заявление, но работник должен проверить личные данные, реквизиты для перечисления средств (счёт в банке, почтовый адрес) и лично подписать заявление.
Если в процессе обработки документов и перечисления пособия регионального отделения или банк обнаружит ошибку, документы будут возвращены работодателю для исправления. Это приведёт к задержке выплаты пособия!

Вопрос:
Как уплачивается НДФЛ с пособия по временной нетрудоспособности?

Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
Следовательно, НДФЛ с суммы пособия за счет средств работодателя исчисляет, удерживает и уплачивает работодатель, а НДФЛ с суммы пособия за счет средств Фонда социального страхования РФ исчисляют, удерживают и уплачивают региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Вопрос:
Как будут учитываться льготы при удержании НДФЛ?

Ответ:
При удержании НДФЛ регионального отделения Фонда не будет учитывать льготы по подоходному налогу, поскольку Налоговым Кодексом предусмотрено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющимся источником выплаты дохода по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты.

Вопрос:
Где с 1 июля 2019 г. будут храниться оригиналы документов, необходимых для назначения и выплаты пособий (листки нетрудоспособности, справки и т.д.), на предприятии или в ФСС РФ?

Ответ:
Согласно п. 13 Положения об особенностях назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства от 21.04.2011
№ 294, заявления и документы, направленные в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, возвращаются страхователю, который осуществляет их хранение в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Вопрос:
Обязано ли отделение Фонда социального страхования сообщать о размере назначенного пособия работнику и что делать, если работник своевременно пособие не получил?

Ответ:
Обязанность отделения Фонда сообщать работодателю или работнику о размере пособия действующим законодательством не предусмотрена.
Если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком не получило пособие, то необходимо обратиться к работодателю и уточнить, когда были представлены сведения для назначения пособия.
В случае, если период с даты отправки работодателем сведений превышает 15 календарных дней, необходимо обратиться в региональное отделение, тел.: (4932) 93-29-88.

Вопросы, поступившие от работников

Вопрос:
Почему в зарплатном квитке выплата по «больничному» пришла двумя суммами?

Ответ:
Если работник болел или получил травму, не связанную с производством, то, как и прежде, оплата первых 3 дней временной нетрудоспособности, производится работодателем за счет своих средств, а начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности – за счет средств Фонда.
Поэтому и выплату «пришла» двумя суммами. За первые 3 дня болезни – от работодателя в сроки, установленные для выдачи заработной платы, за остальные дни - от Ивановского отделения Фонда в течение 10 календарных дней с момента представления работодателем сведений.
В случае если, работник находился на больничном в результате производственной травмы, то пособие за весть период временной нетрудоспособности назначает и выплачивает Ивановской отделение ФСС.

Вопрос:
Работник представляет на оплату одновременно три больничных листка, являющиеся продолжением первичного. Заявление работник должен написать на каждый больничный, т.е. три заявления?

Ответ:
Нужно писать заявление на каждый больничный.

Вопрос:
Есть ли ограничения по срокам представления документов работником и работодателем на получение пособий?

Ответ:
Сам работник может обратиться за пособиями не позднее 6 месяцев с даты окончания страхового случая, т.е., к примеру, за единовременным пособием при рождении ребёнка - не позднее 6 месяцев со дня рождения ребёнка, по уходу за ребёнком - не позднее 6 месяцев со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.

Вопрос:
Пособия перечисляться только на «зарплатные» карточки или на любые банковские?

Ответ:
Выплата пособия получателю осуществляется отделением Фонда путем перечисления суммы пособия способом, указанным самим получателем в заявлении: на лицевой счет в банке, на карту национальной платежной системы «МИР» или почтовым переводом (получение на почтовом отделении в течение 30 дней).
При этом, если получатель пособия в связи с материнством (по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком) указал в заявлении лицевой счет в банке к которому выпущена карта «Виза», «Маэстро» и т.п., а не карта «Мир», то получение возможно только наличными непосредственно в банке. Банк должен уведомить такого получателя о поступлении средств на счет и невозможности их зачисления на карту.

Вопрос:
Если работодатель прекратил свою деятельность, то может ли работник напрямую обратиться в отделение Фонда социального страхования за получением пособия по временной нетрудоспособности или в связи с материнством?

Ответ:
Если работодатель прекратил свою деятельность на момент обращения работника за пособием (ликвидирован в установленном законом порядке) или невозможно установить местонахождения страхователя (имеется соответствующее постановление судебного пристава исполнителя), то работник может напрямую обратиться в регионального отделения Фонда за получением пособия, представив необходимые документы и заявление о выплате соответствующего пособия.

Вопрос:
Если ФСС будет удерживать НДФЛ, как работник сможет собрать документы для предоставления имущественного вычета?

Ответ:
За справкой 2-НДФЛ работнику необходимо обратиться в региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Заявление на получение справки 2-НДФЛ о суммах выплаченных пособий оформляется в произвольной форме. В нем необходимо указать ФИО, СНИЛС, паспортные данные, полное наименование работодателя, адрес проживания застрахованного.
Подать заявление можно:
1) через «личный кабинет застрахованного», размещенный на сайте Фонда по адресу: https://lk.fss.ru/recipient/.
2) обратиться лично по адресу: г. Иваново, ул. Суворова, д. 39;
3) направить заявление о предоставлении справки по почте по адресу: 153012, г. Иваново, ул. Суворова, д. 39;
В случае невозможности получения данной справки лично она может быть направлена Вам заказным письмом с уведомлением.
Для предоставления справок о полученных пособиях в органы социальной защиты населения нет необходимости, т.к. имеется межведомственное взаимодействие и осуществляется обмен такой информацией.

Scroll to top